Специалисты

Значение режима дня в жизни дошкольника

5

октября

2023

Что мы понимаем под “режимом дня”?

Режим дня - это структурированное расписание и последовательность деятельностей, которые происходят в течение дня. Он включает в себя определенные временные интервалы для различных активностей, таких как сон, еда, учеба, игры, физическая активность, личная гигиена и другие повседневные занятия. Благодаря режиму формируется организованная и предсказуемая среда для ребенка, обеспечивающая структуру и регулярность в повседневной жизни. Он помогает установить оптимальные временные интервалы для различных видов деятельности и обеспечивает баланс между активностью и отдыхом.

Значение режима в том, что он способствует нормальному функционированию внутренних органов и физиологических систем организма, обеспечивает уравновешенное, бодрое состояние ребенка, предохраняет нервную систему от переутомления, создает благоприятные условия для своевременного развития, формирует способность адаптироваться к новым условиям, устойчивость к воздействию отрицательных факторов.
У ребенка, приученного к строгому распорядку, потребность в еде, сне, отдыхе наступает через определенные промежутки времении сопровождается ритмическими изменениями в деятельности всех внутренних органов. Организм как бы заблаговременно настраивается на предстоящую деятельность, поэтому она осуществляется достаточно эффективно, без лишней траты нервной энергии и не вызывает выраженного утомления.

Бодрое, жизнерадостное и в то же время уравновешенное настроение детей в большой мере зависит от выполнения режима.

В семье, где ребенка с раннего детства приучают жить по режиму, он охотно его выполняет. День начинается и заканчивается спокойно, все конфликтные ситуации, связанные с соблюдением режима, исключены.

С отсутствием режима у ребенка:

  • ухудшается память;
  • снижается работоспособность;
  • повышается возбудимость вплоть до гиперактивности;
  • наблюдается недосыпание;
  • имеет место быстрая утомляемость;
  • снижается иммунитет, что выливается в частые простуды.

Режим формирует правильные условные рефлексы и биоритмы. Замечено, что у детей, соблюдающих распорядок дня, более уравновешенный характер и высокая работоспособность. Они легко переключаются между разными видами деятельности, их нервная система не испытывает нагрузок, поэтому они не переутомляются, копя усталость, и полноценно отдыхают.

Как сформировать детский режим дня?

Составление режима дня для ребёнка требует внимательного планирования и учета его возраста, индивидуальных особенностей и потребностей . Вот несколько рекомендаций по составлению правильного режима дня для ребёнка:

Учитывайте возраст ребёнка: Возрастные особенности определяют потребности во сне, пище и физической активности. Новорожденные и младенцы требуют значительно больше сна и частых приемов пищи, в то время как у детей старшего возраста более активный образ жизни и более регулярные приемы пищи.

Режим питания

Регулярное время для приема пищи способствует правильному пищеварению, поддерживает энергетический баланс и снабжает организм необходимыми питательными веществами.
Дома режим питания должен повторять правила, принятые в детских садах: четыре приема пищи в день (из них три приема с горячими блюдами), обратите внимание на качество пищи и включите разнообразные продукты, обогащенные питательными веществами. В рационе должны присутствовать молоко, мясо, фрукты, овощи, злаки, хлеб. Порции должны быть такого размера, чтобы ребенок ее съел: лучше принести добавку, чем на тарелке будет постоянно оставаться еда. Завтракают обычно в 8…9 часов утра, около 12…13 часов организуют обед. Полдник целесообразно подавать в 15...16 часов, а ужинают примерно в 18:30…19:30. Приемы пищи должны быть организованы в одно и то же время, независимо от того – будний или выходной день.

Режим физической активности

Установите время для физической активности: Физическая активность важна для развития мышц, костей и общего состояния ребёнка. Предусмотрите время для игр на свежем воздухе, спортивных занятий или просто активных игр в течение дня. В зависимости от возраста ребёнка, его физической подготовленности и рекомендаций врачей, определите оптимальную продолжительность и интенсивность физической нагрузки и активности.
Обязательно включите в распорядок дня утреннюю гимнастику, минутки активности между развивающими занятиями.

В дошкольных учреждениях занятия физической культурой проходят обычно трижды в неделю и длятся полчаса, обязательно – в первой половине дня.

Прогулки (а это тоже физическая активность) показаны после завтрака, перед дневным и ночным сном, после дневного сна перед полдником.

Режим сна

Один из главных аспектов правильного режима дня - это регулярный сон. Научные исследования показывают, что дети, которые имеют регулярный и достаточный по длительности сон, обладают лучшим физическим здоровьем. Отсутствие хронической усталости, которая может возникать при недостатке сна, способствует укреплению иммунной системы, нормализации метаболических процессов и повышению устойчивости к инфекциям.

Сон у дошкольников должен длиться не менее 13 часов, у семилеток – 11-12 часов. Но нагрузки и темперамент могут вносить свои коррективы, и время на сон может увеличиться. Утренний подъем обычно происходит в 7-8 часов. Детям, не посещающим сад, можно позволить просыпаться на полчаса позже, поскольку время на дорогу не понадобится. Вечернее укладывание детей пяти-шести лет нужно проводить не позднее 21 ч. Семилетки могут отправляться в постель в 21:30.

Чтобы решить проблему позднего засыпания и трудного утреннего подъема, необходимо:

  • ограничить подвижные игры перед сном;
  • за 30 минут до сна убрать все громкие звуки, приглушить освещение;
  • придумать вечерний ритуал, который будет повторяться каждый вечер перед сном – песня, сказка, чтение.

Для утреннего легкого пробуждения также нужен такой ритуал, к примеру, просмотр короткого мультфильма. Утром за 15 минут до того, как ребенок проснется, откройте шторы или жалюзи, негромко включите бодрую музыку.

Дневной сон у детей до 6 лет длится час-полтора. В 7 лет ребенок может не спать днем, но активным детям дневной отдых в течение часа все же необходим вне зависимости от возраста.

Режим развивающих занятий

Современные дошкольники нагружены всевозможными развивающими занятиями, которые также нужно правильно систематизировать. Предусмотрите время для обучения и творчества: Регулярные занятия чтением, учебой и творческой деятельностью способствуют когнитивному и эмоциональному развитию ребёнка. Включите в режим дня время для выполнения домашних заданий, чтения книг, игр с головоломками, рисования или других увлечений, способствующих развитию творческого мышления.

Организация занятий у «домашних» детей не должна отличаться от распорядка, принятого в детских садах. Так, после завтрака проводят два-три занятия по 20-30 минут (четверть часа для самых маленьких детей). Это могут быть изучение окружающего мира, развитие речи, подготовка к письму или чтению. Сюда же относят творчество и музыкальные занятия.

Занятия планируются утром с 9 до 12 ч. и вечером с 16 до 18 ч. Именно в это время работоспособность дошкольников находится на пике активности.

Наиболее сложные занятия (математика, развитие речи, изучение окружающего мира) проводят в первой половине дня, занятия полегче (лепка, рисование, конструирование, аппликация) – во второй.

Однако чрезмерная нагрузка развивающими занятиями и всевозможными кружками приведет к нарушениям сна, напряжению нервной системы и как следствие – ухудшению работы иммунной системы. Дошкольнику достаточно посещать не более двух кружков 1-2 раза в неделю.

Установите также правила для экранного времени. Ограничение экранного времени (телевизор, компьютер, смартфоны) важно для здоровья и развития ребенка, альтернативы, такие как чтение книг или активные игры.

Заключение:

Составление режима дня для ребёнка - это процесс, который требует наблюдения, адаптации и коммуникации с самим ребёнком. Важно находить баланс между структурой и гибкостью, чтобы обеспечить здоровое, гармоничное развитие ребёнка и радостное детство.

Педагог-психолог Е.В.Чернова.

logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo