Специалисты

Сюжетно-ролевая игра как средство социализации дошкольников

12

марта

2024

Педагог-психолог Чернова Е.В.

Проблема социально-личностного развития - развитие ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром, становится особо актуальной на данном современном этапе. Вот почему мы сегодня обращаемся к личности ребенка, анализу процессов, влияющих на ее формирование.

В Законе РФ "Об образовании" устанавливают общие требования к программам и содержанию образования, которое в первую очередь должно ориентироваться на адаптацию личности к жизни в обществе, на обеспечение самоопределения личности и создание условий для её самореализации.

Проект государственного стандарта дошкольного образования, дифференцируя содержание программ, реализуемых в ДОУ, выделяет несколько направлений, среди которых важное место отводится социально-личностному, включающему в себя задачи развития положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей.

Таким образом, являясь приоритетным, социально-личностное развитие детей выводится сегодня в ранг стратегических направлений обновления российского образования, в том числе дошкольного, и непосредственно связано не только с педагогикой, но и психологией, изучающей влияние социальной среды на развитие личности ребёнка.

Игровая деятельность – ведущая деятельность детей дошкольного возраста.

Сюжетно-ролевая игра является особым видом деятельности ребенка, она способствует развитию у детей социальных навыков. В сюжетно-ролевой игре активно формируется психика ребенка, подготавливается переход на новую возрастную ступень. Она дает возможность воображаемой ситуации осуществлять любые привлекательные для человека действия, ролевые функции, включаться в разнообразные события, ощущая свою свободу, эмоциональный комфорт. Самым важным личностным механизмом, формирующимся в дошкольном возрасте, считается соподчинение мотивов. Именно с этими изменениями в мотивационной сфере ребенка связывают начало становления его личности.  Накопленный игровой опыт помогает в дальнейшей жизни осваивать различные способы разрешения конфликтных ситуаций, умение  договариваться, соблюдать очередность, устанавливать новые контакты.

Для формирования сюжетно-ролевой игры на каждом возрастном этапе необходим единый комплекс педагогических мероприятий:

  • планомерное  педагогическое обогащение жизненного опыта детей;
  • своевременное изменение предметно-игровой среды;
  • активизирующее общение взрослого с детьми, направленное на  самостоятельное использование  в игре знаний об окружающем мире.

В младшем возрасте взрослый играет совместно с детьми, обучая и передавая опыт взаимодействия и обыгрывания сюжета. Ребенок учится проявить заботу, подражать хорошим поступкам взрослых, доброжелательно относиться  к другим детям. Благодаря целенаправленному обучению, ребенок овладевает умением самостоятельно играть.

В старшем возрасте, игровая деятельность ребенка, достигая уровня самостоятельности и творчества, становится средством и формой самореализации ребенком себя как индивидуальности. Взрослый уже выступает в роли наблюдателя.

К концу дошкольного детства, сюжетно-ролевая игра отличается разнообразием тематики ролей игровых действий, правил. Сознательное отношение к выполнению правил ролевого поведения отражает глубину освоения сферы действительности. Выполнение роли становится значимым мотивом игровой деятельности. Роль призывает детей подчиниться определенным правилам поведения и следовать социальным нормам.

Ребенок, обретает уверенность в своих силах, положительное отношение к себе, открытость к  внешнему миру. Такой ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах детской деятельности.

Сюжетно-ролевая игра как средство социализации дошкольника представляет собой последовательный процесс, в ходе которого осуществляется приобщение человека к «всеобщему социальному» и постоянное открытие, утверждение себя как субъекта социальной культуры.

Используемая литература:

  1. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности  под ред. Д.И. Фельдштейна - М.: Меж. пед. Академия, 1995.
  2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4. Детская психология/ под ред. Д.Б. Эльконина. - М.: Педагогика, 1984.
  3. Крылова Н.М. Детский сад-Дом Радости. Программа целостного, комплексного, интегративного подхода к воспитанию дошкольника как индивидуальности. – Пермь: «Книжный мир». 2005.
  4. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития / В.С.Мухина. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 546 с.
logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo