Специалисты

Роль адекватной самооценки в формировании готовности ребенка к стрессам связанным с адаптацией к школе

25

ноября

2021

Педагог-психолог МБДОУ №46

Е.В.Чернова

Одним из важнейших этапов в жизни каждого человека является переход границы, отделяющей детство от вполне взрослой жизни: поступление в школу.

Переход от условий воспитания в семье и дошкольных учреждениях к качественно иной атмосфере школьного обучения, состоящий из совокупности умственных, эмоциональных и физических нагрузок, предъявляет новые, более сложные требования к личности ребенка и его интеллектуальным возможностям.

Адаптация к школе - особый и сложный период в жизни ребенка: он осваивает новую социальную роль ученика, новый вид деятельности - учебную, изменяется социальное окружение - появляются одноклассники, учителя и школа как большая социальная группа, в которую включается ребенок, изменяется уклад его жизни.

При этом часто начало школьного обучения сопровождается у первоклассников сильнейшим стрессом.

Это вызвано многими факторами. Вот некоторые из них: На смену игровой деятельности приходит учебная. Резко увеличивается интеллектуальная нагрузка. От ребенка теперь требуют качественно нового уровня развития и организации всех психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления).

Учебная деятельность предполагает ориентацию на результат, произвольность и обязательность. Поэтому резко возрастает роль дисциплины. Окружающие взрослые ожидают от новоиспеченного школьника  повышения ответственности и самостоятельности.

К тому же с поступлением в школу перед семилетним человеком встают трудные  социальные  задачи: построение взаимоотношений с новыми детьми и учителем поиск своего места в большом  коллективе, принятие новых правил.

В этот сложный период жизни ребенка положительную роль сыграет наличие у него адекватной самооценки как значимого фактора успешного преодоления школьного стресса при поступлении в первый класс.

Что же такое самооценка и почему ее сформированность играет важную роль при адаптации к школьному обучению.

Правильность детской самооценки в значительной мере определяется спецификой деятельности, наглядностью ее результатов, знанием своих умений и опытом их оценки, степенью усвоения истинных критериев оценки в данной области, уровнем притязания ребенка в той или иной деятельности. Так детям легче дать адекватную самооценку выполненного им рисунка на конкретную тему, нежели верно оценить свое положение в системе личных отношений.

К концу дошкольного возраста самооценка ребенка, его оценочные суждения об окружающих постепенно становятся все более полными, глубокими, детализированными, развернутыми. Эти изменения объясняются в значительной степени появлением (увеличением) интереса старших дошкольников к внутреннему миру людей, переходом их к личностному общению, усвоением значимых критериев оценочной деятельности, развитием мышления и речи. Способность реалистически оценивать собственные возможности при достижении определенных целей в различных видах деятельности повышает  активность  и сознательность ребенка. На основе правильной оценки своих личностных качеств,  а также - партнеров по общению формируется  умение согласовывать свои действия с интересами и потребностями других людей. В самооценке дошкольника находят отражение развивающиеся у него чувства гордости и стыда.

Развитие самосознания, по мнению многих ученых, находится в тесной связи с формированием самооценки. На основе ее развития в конце дошкольного периода появляется важное новообразование - ребенок оказывается способным в особой форме сознавать и самого себя и то положение, которое он в данное время занимает, т. е. у ребенка появляется «осознание своего социального «я» и возникновение на этой основе внутренней позиции». Данный сдвиг в развитии самооценки имеет важную роль в психологической готовности дошкольника к обучению в школе, в переходе к следующей возрастной ступени.

По мнению Л.И. Божович, к концу дошкольного возраста у ребёнка впервые формируется "внутренняя позиция" - целостное отношение ребенка к окружающей действительности и к самому себе. Игра, как ведущая деятельность в дошкольном возрасте - перестает удовлетворять ребенка. Воображаемого участия в жизни взрослых становится недостаточно, и у дошкольника появляется стремление занять новое более взрослое положение в жизни и осуществлять связанную с этим деятельность. В условиях всеобщего школьного обучения это реализуется в стремлении стать школьником.

Особенно наглядно собственный результат труда  виден дошкольнику при выполнении   различных видов продуктивной деятельности. Это рисование, аппликация, лепка, ручной труд, конструирование, дежурство по столовой, сюжетно-ролевая игра.

При выполнении любой деятельности дети учатся не только адекватно оценивать свои возможности, но и взаимодействовать с другими детьми и взрослыми. Оценивать свой вклад в общее дело.

Если у ребенка занижена самооценка то возможность повысить ее, оценить себя положительно детям дают:

  • игра
  • разнообразные действия с предметами;
  • исследование и экспериментирование;
  • слушание музыки и сказок;
  • беседы о рассказанном, услышанном и прочитанном;
  • возможность задавать вопросы и делать выбор.

Большое значение для повышения самооценки ребёнка и развития его уверенности в себе имеет предоставление ему возможности сделать выбор (игры или какой-либо другой деятельности). Рекомендуется создать ситуацию, в которой ребёнок может принять решение.

Выбор помогает детям:

  • почувствовать себя принимаемыми и понимаемыми;
  • развить положительное отношение к себе;
  • учиться выражать свой выбор;
  • понять важность умения слушать и говорить.

Поддержать интерес к игре и повысить самооценку ребёнка помогает совместное изготовление игровых пособий.

Также для повышения самооценки ребёнка родители и педагоги могут использовать следующие приемы:

  • как можно чаще называть ребёнка по имени;
  • хвалить ребёнка в присутствии других детей;
  • отмечать достижения ребёнка на специально оформленных стендах;
  • избегать заданий, которые выполняются за определённое фиксированное время;
  • не подгонять и торопить ребёнка.

(Феннел М. Как повысить самооценку. - М.: АСТ, 2005. )

Путь формирования адекватной самооценки у каждого из детей в группе  оказывается длинным и сложным, т.к. бесчисленно количество видов деятельности, задания усложняются, дети «терпят поражения», но тем больше радость от открытия причины неудачи и вновь появившегося желания достичь нужного результата.

Любой ребенок будет испытывать стресс при поступлении в школу, но степень стресса зависит от умения ребенка  адаптироваться к новым условиям, уверенности в своих возможностях и поддержке родителей и педагога.

logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo