Специалисты
Роль адекватной самооценки в формировании готовности ребенка к стрессам связанным с адаптацией к школе
25
ноября
2021
Педагог-психолог МБДОУ №46
Е.В.Чернова
Одним из важнейших этапов в жизни каждого человека является переход границы, отделяющей детство от вполне взрослой жизни: поступление в школу.
Переход от условий воспитания в семье и дошкольных учреждениях к качественно иной атмосфере школьного обучения, состоящий из совокупности умственных, эмоциональных и физических нагрузок, предъявляет новые, более сложные требования к личности ребенка и его интеллектуальным возможностям.
Адаптация к школе - особый и сложный период в жизни ребенка: он осваивает новую социальную роль ученика, новый вид деятельности - учебную, изменяется социальное окружение - появляются одноклассники, учителя и школа как большая социальная группа, в которую включается ребенок, изменяется уклад его жизни.
При этом часто начало школьного обучения сопровождается у первоклассников сильнейшим стрессом.
Это вызвано многими факторами. Вот некоторые из них: На смену игровой деятельности приходит учебная. Резко увеличивается интеллектуальная нагрузка. От ребенка теперь требуют качественно нового уровня развития и организации всех психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления).
Учебная деятельность предполагает ориентацию на результат, произвольность и обязательность. Поэтому резко возрастает роль дисциплины. Окружающие взрослые ожидают от новоиспеченного школьника повышения ответственности и самостоятельности.
К тому же с поступлением в школу перед семилетним человеком встают трудные социальные задачи: построение взаимоотношений с новыми детьми и учителем поиск своего места в большом коллективе, принятие новых правил.
В этот сложный период жизни ребенка положительную роль сыграет наличие у него адекватной самооценки как значимого фактора успешного преодоления школьного стресса при поступлении в первый класс.
Что же такое самооценка и почему ее сформированность играет важную роль при адаптации к школьному обучению.
Правильность детской самооценки в значительной мере определяется спецификой деятельности, наглядностью ее результатов, знанием своих умений и опытом их оценки, степенью усвоения истинных критериев оценки в данной области, уровнем притязания ребенка в той или иной деятельности. Так детям легче дать адекватную самооценку выполненного им рисунка на конкретную тему, нежели верно оценить свое положение в системе личных отношений.
К концу дошкольного возраста самооценка ребенка, его оценочные суждения об окружающих постепенно становятся все более полными, глубокими, детализированными, развернутыми. Эти изменения объясняются в значительной степени появлением (увеличением) интереса старших дошкольников к внутреннему миру людей, переходом их к личностному общению, усвоением значимых критериев оценочной деятельности, развитием мышления и речи. Способность реалистически оценивать собственные возможности при достижении определенных целей в различных видах деятельности повышает активность и сознательность ребенка. На основе правильной оценки своих личностных качеств, а также - партнеров по общению формируется умение согласовывать свои действия с интересами и потребностями других людей. В самооценке дошкольника находят отражение развивающиеся у него чувства гордости и стыда.
Развитие самосознания, по мнению многих ученых, находится в тесной связи с формированием самооценки. На основе ее развития в конце дошкольного периода появляется важное новообразование - ребенок оказывается способным в особой форме сознавать и самого себя и то положение, которое он в данное время занимает, т. е. у ребенка появляется «осознание своего социального «я» и возникновение на этой основе внутренней позиции». Данный сдвиг в развитии самооценки имеет важную роль в психологической готовности дошкольника к обучению в школе, в переходе к следующей возрастной ступени.
По мнению Л.И. Божович, к концу дошкольного возраста у ребёнка впервые формируется "внутренняя позиция" - целостное отношение ребенка к окружающей действительности и к самому себе. Игра, как ведущая деятельность в дошкольном возрасте - перестает удовлетворять ребенка. Воображаемого участия в жизни взрослых становится недостаточно, и у дошкольника появляется стремление занять новое более взрослое положение в жизни и осуществлять связанную с этим деятельность. В условиях всеобщего школьного обучения это реализуется в стремлении стать школьником.
Особенно наглядно собственный результат труда виден дошкольнику при выполнении различных видов продуктивной деятельности. Это рисование, аппликация, лепка, ручной труд, конструирование, дежурство по столовой, сюжетно-ролевая игра.
При выполнении любой деятельности дети учатся не только адекватно оценивать свои возможности, но и взаимодействовать с другими детьми и взрослыми. Оценивать свой вклад в общее дело.
Если у ребенка занижена самооценка то возможность повысить ее, оценить себя положительно детям дают:
- игра
- разнообразные действия с предметами;
- исследование и экспериментирование;
- слушание музыки и сказок;
- беседы о рассказанном, услышанном и прочитанном;
- возможность задавать вопросы и делать выбор.
Большое значение для повышения самооценки ребёнка и развития его уверенности в себе имеет предоставление ему возможности сделать выбор (игры или какой-либо другой деятельности). Рекомендуется создать ситуацию, в которой ребёнок может принять решение.
Выбор помогает детям:
- почувствовать себя принимаемыми и понимаемыми;
- развить положительное отношение к себе;
- учиться выражать свой выбор;
- понять важность умения слушать и говорить.
Поддержать интерес к игре и повысить самооценку ребёнка помогает совместное изготовление игровых пособий.
Также для повышения самооценки ребёнка родители и педагоги могут использовать следующие приемы:
- как можно чаще называть ребёнка по имени;
- хвалить ребёнка в присутствии других детей;
- отмечать достижения ребёнка на специально оформленных стендах;
- избегать заданий, которые выполняются за определённое фиксированное время;
- не подгонять и торопить ребёнка.
(Феннел М. Как повысить самооценку. - М.: АСТ, 2005. )
Путь формирования адекватной самооценки у каждого из детей в группе оказывается длинным и сложным, т.к. бесчисленно количество видов деятельности, задания усложняются, дети «терпят поражения», но тем больше радость от открытия причины неудачи и вновь появившегося желания достичь нужного результата.
Любой ребенок будет испытывать стресс при поступлении в школу, но степень стресса зависит от умения ребенка адаптироваться к новым условиям, уверенности в своих возможностях и поддержке родителей и педагога.