Специалисты

Консультация для родителей «Играем дома вместе с детьми»

11

апреля

2022

Педагог-психолог Е.В.Чернова

Для ребёнка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется личность в целом.

Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»

Современные дети, как правило, играют в обучающие игры по правилам взрослых, часами просиживают с планшетами и телефонами, с трудом отрываются от компьютерных монстров, выплескивая свою энергию.
Совместные игры родителей с детьми духовно и эмоционально обогащает детей, удовлетворяют потребность в общении с близкими людьми, укрепляют веру в свои силы. Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Игрой можно увлечь, заставить играть нельзя. Не объясняйте ребёнку, как играть, а играйте вместе с ним, принимая позицию партнёра, а не учителя.

Если ее не поддерживать и игнорировать, ребенок не будет развиваться гармонично. Именно через игру можно развивать, обучать, корректировать, воспитывать. В игре малыши узнает мир и устанавливает систему отношений в обществе, развиваются, формируются как личность. В игровой форме  дети учатся развивать социально-коммуникативные связи, можно корректировать эмоционально-волевую сферу (поведение).  Игры можно  проводить, не только в домашних условиях, но и на улице.  Можно  выбрать игры с учетом пола и  возраста. И они будут подспорьем для семьи и помогут сплотиться и узнать друг друга лучше.

Предлагаю несколько игр, в которые можно играть в домашних условиях. Игры, которые будут не только развивать малыша, но и смогут поднять настроение всем членам семьи.

«Найди такую же»

Цель: Учить детей сравнивать предметы, находить в них признаки сходства и отличия; воспитывать наблюдательность, смекалку, связную речь.

Ход игры: Для этой игры подбирают разнообразные игрушки, среди которых должны быть одинаковые. В процессе игры можно добавлять и убирать игрушки, чтобы усложнить задание.

Сегодня мы будем вместе с вами учиться быстро выполнять задания. Здесь стоят на столе игрушки. Я сосчитаю до трех, а вы в это время должны отыскать две совсем одинаковые игрушки. Увидевшие две одинаковые игрушки, поднимают руки, а затем называют их. Чтобы усилить внимание играющих, ставим игрушки почти одинаковые среди других

«Из чего сделано?»

Цель: Учить детей группировать предметы по материалу, из которых они сделаны (металл, резина, стекло, дерево, пластмасса); активизировать словарь детей; воспитывать наблюдательность, внимание, умение четко выполнять правила игры.

Ход игры: Понадобятся предметы, сделанные из разного материала. Водящий проводит короткую беседу до начала игры, в процессе которой уточняют знания детей о том, что все окружающие предметы сделаны из разного материала.

Затем он предлагает новую игру в ходе которой игроки должны назвать из чего сделан предмет, помещаемый в мешочек.

Для того, чтобы все играющие учились определять предметы по материалу, водящий вторую половину игры проводит с другим содержанием, например, в разведчиков. Предлагает всем  пройтись по комнате, найти предметы, сделанные из разных материалов.

«Кто, что слышит?»

Цель: Воспитывать у детей слуховое внимание, умение обозначить словом звуки (звенит, шуршит, играет, трещит); развивать сообразительность, выдержку.

Ход игры: На столе стоят различные предметы, при действии которых издается звук: звенит колокольчик, шуршит книга, которую листают, играет дудочка, звучит пианино,  и др.,т е все, что есть звучащее, можно использовать в игре. За ширму приглашается один игрок, который там играет, например, на дудочке. Играющие, услышав звук, отгадывают, а тот, кто играл, выходит из-за ширмы с дудочкой в руках. Все убеждаются, что они не ошиблись. С другим инструментом будет играть другой , выбранный первым участником игры.

«Кто скорее соберет»

Цель: Учить детей группировать овощи и фрукты. (можно взять любые предметы) Воспитывать быстроту реакции на слово водящего, выдержку и дисциплинированность.

Ход: А сейчас будем соревноваться- чья бригада скорее соберет урожай. В корзинку, где нарисовано яблоко, надо собрать фрукты. А в корзинку, где нарисован огурец, собрать овощи. Кто считает, что они собрали все, поднимает вот так корзинку. Все мы потом проверим, не забыли ли они что-нибудь в саду или в огороде.

Овощи и фрукты  вместе с детьми раскладывает на полу. Выбирают две бригады: овощеводов и садоводов (по два-три человека). По сигналу игроки собирают овощи и фрукты в соответствующие корзинки. Чья бригада первой подняла корзинку, та и выигрывает (надо проверить, не ошиблись ли играющие).

«Узнай, что изменилось»

Цель: Упражнять детей в правильном определении пространственного расположения предметов: справа, слева, впереди, сзади, сбоку, около и др. Воспитывать наблюдательность, активное запоминание; развивать речь и активный словарь.

Ход: В игре используется кукольный персонаж Петрушка. (можно взять любую игрушку) Он все время что-то переставляет, передвигает, а потом забывает и просит  подсказать ему, куда он поставил свои игрушки.

К нам в гости пришел Петрушка и хочет с вами поиграть. Как мы буде играть?  Петрушка появляется из-за ширмы, стоящей на столе.

- Я принес сюда игрушки: матрешку, пирамидку и куклу Машу. Посмотрите, где они стоят. Где стоит Маша?

- Посередине стола. А пирамидка?

- Справа от нее.

- А как можно сказать, где стоит матрешка?

- Она стоит слева от Маши.

Сейчас я закрою ширмой, что-то здесь переставлю, а вы отгадаете, что изменится. Хорошо (перестановку производить несколько раз).

Игру можно проводить в том случае, если у детей имеются определенные знания и умения ориентироваться в пространстве.

«Охотники и пастух»

Цель: Упражнять детей в группировке диких зверей и домашних животных; учить правильно пользоваться обобщающими словами: дикие звери, домашние животные; воспитывать внимание, быстроту реакции на слово.

Ход: Водящий объясняет правила игры:- Сегодня у нас новая интересная игра « Охотник и пастух». Кто знает кто такой охотник? Да, он охотится в лесу. Вспомните, каких диких зверей вы знаете. Почему они называются дикими? Правильно, потому что они живут в лесу, далеко от дома человека. Кто охотится за дикими зверями? А кто такой пастух? Каких животных пасет он?

Итак, пастух пасет домашних животных, а охотник охотится за дикими зверями. Вот сейчас выберем для игры пастуха и охотника. Правила игры: на этой половине стола, справа - луг, слева - лес, где живут дикие звери. По сигналу «Ищите!» игроки будут брать и располагать картинки с изображением животных. Проверяем, правильно ли отобраны картинки. Если кто-то ошибается, значит, он плохой пастух или охотник.

Для первого раза следует положить небольшое количество видов животных (4-5).В следующий раз надо добавить по 2,3 вида, чтобы усложнить задание. В конце игры можно пересчитать, сколько диких зверей и сколько домашних животных.

«Зеркало»

Цель: развивать речевую и двигательную активность.

Ход: Игроки становятся в круг. Все  произносят:

Ровным кругом друг за другом.

Мы идем, за шагом, шаг!

Что нам (Имя) покажет,

Будем дружно выполнять.

Тот, кого называют показывает разнообразные движения, остальные  повторяют их.

«Где мы были мы не скажем, а что делали покажем»

Цель: Учить детей называть действие словом; правильно употреблять глаголы(время, лицо); развивать творческое воображение, сообразительность.

Ход:

Сегодня мы поиграем так, тот, кого мы выберем водящим, отворачивается , а мы договоримся, что будем делать. Предлагаем водящему, повернется, он спросит: «Где вы были? Что вы делали?». Мы ему ответим: «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем» .

Все изображают пилку дров, водящий отгадывает.

Для продолжения игры выбирают другого водящего.

«Так бывает или нет»

Цель: Развивать логическое мышление, умение замечать последовательность в суждениях.

Ход: Ведущий объясняет правила игры:

Сейчас я буду вам о чем-то рассказывать. В моем рассказе вы должны заметить то, чего не бывает. Кто заметит, тот пусть, после того как я закончу, скажет, почему так не может быть. Примерные рассказы:

«Летом, когда солнце ярко светило, мы вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься с нее на санках».

«У Вити сегодня день рождения. Он принес в детский сад угощение для своих друзей: яблоки, соленые конфеты, сладкие лимоны, груши и печенье. Дети ели и удивлялись. Чему же они удивлялись?»

«Все  обрадовались наступлению зимы. «Вот теперь мы покатаемся на санках, на лыжах, на коньках»,- сказала Света. «А я люблю купаться в реке,- сказала Люда,- мы с мамой будем ездить на речку и загорать».

(Каждый раз, рассказчики меняются)

«Вкусные угадалки»

Завяжите игроку  глаза и устройте дегустацию : разложите на столе любимые орешки, печенье, конфеты и другое лакомство. Пусть  опишет вкус каждого продукта : сладкий, соленый, горький, кислый, острый. Дети постарше могут определять сложные вкусы : кисло-сладкий, горько-соленый и т. д.

«Разноцветные бабочки»

Нарвите небольшие кусочки разноцветной бумаги (бабочки) и разложите их на бумажном листе зеленого цвета (полянка) . По команде «Раз, два, три, лети!» подуйте на бабочек. Посчитайте с малышом бабочек разных цветов. Дети любого возраста любят играть в эту игру. Можно организовать соревнование «У кого бабочки улетят дальше» и т. п. Можно так же играть со снежинками, ватными шариками, листочками, усложняя игру, подуть через соломинку и проч.

«Домашний театр»

Дождливым вечером или в непогоду можно устроить дома свой театр с переодеванием в мамины или папины старые вещи. Драматизируйте вместе с ребенком знакомые сказки для кукол, соседской бабушки или младших детей. Придумывайте свои сценарии и радуйте своих близких дорогим и бесценным вниманием!

Главные принципы игры с ребенком:

  • Играющий с ребёнком должен играть с удовольствием. Когда ребенок видит, что взрослый играет с ним неохотно, он думает, что "игра это не интересно, раз взрослый это не любит" или еще хуже: "наверно, со мной играть неинтересно". Это совсем не то, что нам хотелось бы.
  • Если ребенок построил нечто и говорит, что это вертолет, а в вашем понимании это похоже на металлолом, не говорите, что он не похож. Просто сами постройте вертолет таким, как вы его себе представляете, и восхищенно говорите, что теперь у вас два вертолета. И ребенка не обидите, и дадите ему правильное представление о том, как выглядит вертолет.
  • Если вы играете с ребенком в развивающие игры. Не надо спрашивать без конца у ребенка: а это какого цвета, а сколько здесь карандашей - если он явно не хочет на это отвечать, хотя еще вчера вам все это говорил. Но, если ребенок не справляется с заданием, значит, вы переоцениваете уровень его развития. Сделайте перерыв, а через некоторое время начните с более легких заданий. Еще лучше, если малыш сам начнет выбирать задания с учетом своих возможностей. Не торопите его.
  • Когда появляется новая игра, а он хочет в нее поиграть не так, как там написано, позвольте ему поиграть по-своему.
  • Фантазируйте сами. Если ребенок теряет к чему-то интерес, лучше самим этот интерес оживить, а не перескакивать с одной игры на другую. Например, вы вместе играете в машинки и гаражи, а ребенок потерял интерес. А вы: "Едет красная машинка и плачет - где же мой домик, помогите – я потерялась". Ребенок тут же заинтересуется и поставит в гараж не только машинки, но и расставит все остальные игрушки на места.
  • Учите ребенка фантазировать. Даже из простых кубиков можно сделать теплоход, вообразить, будто это продукты или дрова для пикника. Рисование тоже повод научить ребенка фантазировать. Например, ребенок малюет желтым цветом, он сам не знает, что рисует. Помогите ему: "Ой, какой большой апельсин. Всем твоим друзьям хватит". И вырежьте большой круг из этого размалёванного листа. В следующий раз синие мазки станут дождем или снегопадом и т.д.
  • Нет игр только для девочек или только для мальчиков. Всякие игры должны быть у ребенка вне зависимости от пола: и куклы, и машинки, и конструкторы, и т. д.
  • Дайте ребенку то, что его интересует больше всего. Есть дети, у которых есть "мания", например, играть только в машинки или только в куклы. Хорошо, включите фантазию. На машине можно "съездить" в магазин. С куклой можно "сходить" в зоопарк.
  • Игрушки надо аккуратно хранить. Если кубики разбросаны, куклы сломаны, среди игрушек валяются колготки и носки, то ребенок, заглянув шкаф, точно не захочет играть. Ребенка надо научить хранить вещи аккуратно. Лучше потратить время и вместе с ребенком в форме игры навести порядок: «Кто быстрее соберет игрушки?», «Кто больше кубиков насобирает» и т.п.
  • Не покупайте ребенку игрушку по его прихоти. Учите ребенка мечтать о желанной игрушке и ждать ее появления у себя в детской. Такое ожидание тренирует волю, снижает импульсивность поведения. Изобилие игрушек дезориентирует ребенка, ведет к рассеянности внимания, капризам, перевозбужденности. При ненужном изобилии снижается ценность даже полезных игрушек. У ребенка исчезает радость от приобретения новых игрушек, он без огорчения выбрасывает старые.
  • Почаще проводите "ревизию" – время от времени убирайте часть игрушек, а затем вновь давайте их ребенку. Старая забытая игрушка будет восприниматься с радостью, как новая.
  • Игрушка – первая собственность малыша. Не распоряжайтесь самостоятельно игрушками ребенка – ни в коем случае не выбрасывайте любимую игрушку ребенка, даже если она уже в неприглядном виде! Не выбрасывайте на глазах ребенка сломанную игрушку в мусорное ведро, уберите ее незаметно для ребенка.
  • Игрушки могут быть разных видов: развлекающие, развивающие, спортивные, строительные, технические, музыкальные, творческие – и все они нужны для гармоничного развития личности ребенка. Если у ребенка есть уже две развлекающие игрушки (юла-волчок, прыгающая лягушка), то лучше купите развивающую игрушку (конструктор, кубики) или творческую (раскраска, пальчиковая кукла). Однако надо учитывать возрастные особенности ребенка. Не навязывайте то, что ему не нравится.
  • Многие современные игрушки, несмотря на их техническую сложность, не способствуют развитию творческих способностей ребенка. Дети ими манипулируют (заводят, пускают, нажимают кнопки для получения специального светового или звукового эффекта), а не играют. Они не развивают ребенка, а тормозят развитие, формируют примитивное мышление
  • Покупайте игрушку, если она пробуждает у ребенка позитивные чувства. Выражения глаз и лица у игрушки, должно быть приветливое, позитивное. Глаза не должны быть полузакрытыми – это выражение болезни, печали, депрессии. Лицо у игрушки должно быть нейтральное, без ярких эмоций. Недопустимо приобретение игрушки, транслирующей отрицательные установки на зло, разрушение, смерть, жестокость, нападение, уничтожение.
  • Среди положительных игрушек могут быть 1-2 отрицательных (Баба-Яга, Кощей) – они необходимы для ощущения реальности в ролевых играх и при разыгрывании сказочных сюжетов. В «злой» игрушке ощущение отрицательности должно создаваться за счет одежды и внешнего облика, а не за счет злого устрашающего выражения лица.
  • Родители хотят, чтобы ребенок играл самостоятельно… Не торопитесь! Малыш не очень любит играть самостоятельно. Во-первых, он просто хочет быть с вами. Во-вторых, играть одному не очень-то интересно. Но ребенок, которого научили играть, обязательно научится играть и самостоятельно.
  • С 3 – 4 лет любимыми играми детей становятся ролевые игры. Ребенок принимает на себя определенную роль, изображая из себя маму, папу, и в точности повторяет позу, жесты, мимику, речь. Поэтому в присутствии ребенка обращайте внимание на свое поведение, на свою речь, жесты и т. д.
  • Помните: сейчас никто официально не контролирует качество игрушек, и в Россию проникают игрушки, запрещенные в других странах по нравственным критериям. Поэтому на Вас, родители, ложится повышенная ответственность.

logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo