Консультационный пункт для ранней помощи

Рекомендации родителям по развитию речи ребенка 1,5-2 года

16

января

2024

Речь ребёнка в 1,5-2 года

Ваш ребенок уже преодолел возрастную отметку в 1,5 года и стал более самостоятельным. Он может ходить, бегать, танцевать, пытается сам кушать и, скорей всего, уже что-то говорит.

В связи с этим у многих мамочек возникают вопросы: «Что должен говорить ребенок в 1,5 года?», «Не отстает ли мой малыш от нормы?» и «Как я могу помочь своему сыну/дочке заговорить быстрее?».

Что должен говорить ребёнок в 1,5 года

В данный возрастной период ребенок уже произносит почти все гласные звуки и некоторые «легкие» согласные. Согласные звуки произносит не всегда четко и внятно. В некоторых словах он смягчает согласные. Например, вместо «дай» говорит «дяй», вместо «на» -«ня». Дети в возрасте 1,5-2 года часто вместо полных слов говорят их сокращенные варианты (кукла – ку, спать – па) или звукоподражания (собака – гав-гав, кот – мяу и так далее). Стоит отметить, что один и тот же слог может обозначать несколько слов, в зависимости от ситуации (например, «па» -это спать, пить, помидор и так далее).  Это нормально, со временем такие укороченные слова заменятся на полные, если вы будете ненавязчиво поправлять ребенка (Например, «гав-гав» — Да, побежала собака, собака говорит «гав-гав!»)

В некоторых словах ребенок может пропускать слоги или заменять звуки (машина – «маина», собака – «бака»). В речи малыша уже появляются интонации. Он может говорить что-то с большим воодушевлением или как будто что-то спрашивает у вас. В этот период очень забавно разговаривать с детьми, но всё же лучше не повторять неправильные слова за ребенком. Потому что, какой смысл учиться говорить правильно, если мама тебя и так понимает и говорит на «твоем» языке? (но не употребляйте прием «непонимания» для стимулирования активной речи ребенка – лучше создавайте ситуации, которые будут побуждать ребенка обращаться к вам с речью; как это делать – смотрите в конце статьи).

Примерно с 1,5 лет дети начинают связывать слова во фразы и предложения. Начало фразовой речи — характерная особенность данного периода. Ребенок умеетговорить «Дай ку» («дай куклу») или «Ляля па» («малыш спит»), выполнять поручения (выключи свет, принеси игрушку).

Также с этого периода малыш начинает постигать грамматику родного языка — например, начинает изменять слова в соответствии с предложением («уица» — улица, «поси на уицу» — пошли на улицу). 

Развитие речи детей в 1.5 -2 года (в норме)

В норме к 1.5-2 годам показатели примерно следующие:

1,5 года – ребенок говорит от 15-20 слов (в том числе укороченных и звукоподражаний), начинается фразовая речь.

2 года – ребенок говорит от 40 до 300 слов, строит фразы и предложения из 3-4 слов.

Все дети развиваются по-разному. Кто-то к 2 годам уже вовсю строит предложения и разговаривает со взрослыми, а некоторые в 2 года произносят лишь понятные маме фразы и несколько слов.

Для того, чтобы определить на какие стороны развития речи стоит обратить внимание, понаблюдайте за ребенком и ответьте на вопросы:

  1. Отвечает ли ребенок на простые вопросы (Что это? Кто это?).
  2. Может ли выполнить поручение (принести книгу, выключить свет).
  3. Повторяет ли за взрослыми слова и фразы?
  4. Сколько и какие звуки ребенок произносит четко?
  5. Из какого количества слов малыш строит предложение?
  6. Насколько часто малыш самостоятельно заводит разговор со взрослыми и другими детьми?

На каком бы этапе развития ни находился ребенок, наша задача как родителей помочь малышу овладеть и обогатить активную речь. Причем помочь ненавязчиво, гармонично, — одним словом, играя.

Рекомендации по развитию речи ребёнка 1,5-2 года

Необходимо правильно соблюдать речевой режим: говорить с ребенком эмоционально-положительно, четко проговаривая звуки, простыми предложениями, создавать ситуации, в которых ребенок вынужден обратиться к взрослым с речьюНапример, малыш подходит к столу и хочет взять печенье. Мама молча дает печенье, малыш также молча уходит. В этой ситуации мама создала условия, когда у ребенка нет необходимости что-то говорить, было бы правильнее спросить: «Что тебе дать?». Если малыш пока не отвечает, можно уточнить: «Печенье (показываем на печенье)? Хорошо, держи печенье. Кушай! Вкусно?»

Читайте стихи, потешки. Отлично развивает правильное звукопроизношение прослушивание и пропевание звуков и слогов. Пойте короткие, ритмичные песенки и декламируйте стихи. Приучайте ребенка слушать музыку.

В период от 1,5 до 2 лет взрослым следует развивать у ребенка понимание речи, умение повторять звуки, слоги и слова. Рассказывайте малышу об окружающих предметах на прогулке, дома. Например, покажите ребенку на улице машину. Проговорите: «Это машина. Машина большая, белая. А вот у тебя игрушка – машина (показываем игрушку), она маленькая, красная. Вот машина едет по дороге, а эта машина стоит» и так далее. Расскажите ребенку про размер (большой, маленький, средний), форму, цвета, что этот предмет может делать (ехать, стоять, сидеть, спать и так далее), не забывайте вводить в речь предлоги (машина едет по дороге, стоит на траве). Очень важно, чтобы малышу в это время было интересно вас слушать, объект должен находиться в поле видимости и привлекать внимание. Если ребенок бежит кататься на горку, то ваш рассказ про машину будет благополучно «прослушан мимо ушей». После вашего рассказа, задайте малышу открытые вопросы: «Какая это машина?», «Какого цвета?», «Что машина делает?». И обязательно после вопроса делайте паузу, чтобы у ребенка было время подумать и ответить.  Конечно, сначала вы и будете отвечать на свои вопросы, но потом малыш будет включаться в беседу.

Комментируйте все, что привлекло внимание ребенка в настоящий момент. Говорите спокойно, четко выговаривая звуки и слова.  Малыш лучше запоминает и говорит слова, которые слышит регулярно. Поэтому продолжайте заниматься, даже если нет обратной связи. Если ребенок начал отвечать, не перебивайте, а после ответа обязательно похвалите.

Также попробуйте следующее эффективное упражнение для речевой активности. Покажите игрушечную собаку и спросите: «Это кот?». Такие вопросы вызывают у ребенка желание ответить, поправить взрослого и учат вслушиваться в речь.

Чаще давайте ребенку несложные поручения, в которых он будет обращаться к окружающим. Например, попросите принести какой-нибудь предмет, который находится у папы или у бабушки.

Развивайте артикуляционную моторику языка, губ:

Давайте твердую пищу: сухарики, сушки, яблоки, курагу, изюм и другие сухофрукты. Давайте пить через трубочку (развиваются губные мышцы).

Выполняйте несложную артикуляционную гимнастику - упражнения для губ и языка:

«Лошадка» (цокаем язычком).

«Часики» (Кончик языка переводить из одного уголка рта в другой.)

«Лопаточка» (Положить широкий язык на нижнюю губу, удерживать до5 сек.)

«Качели» (Открыть рот. Упираться языком то в верхние, то в нижние зубы.)

«Улыбка - Трубочка» (Губы в улыбке, затем вытягиваем в трубочку)

Массаж языка - выполняется с помощью специального силиконового напальчника.

Развивайте речевое дыхание - полезно дуть в дудочку, свисток, губную гармошку, надувать мыльные пузыри.

Развивайте мелкую моторику - массаж пальчиков на руках с помощью ортопедических мячей. Собирайте крупную мозаику, пирамидку, игры –шнуровки

Развитие слухового внимания и фонематического восприятия:

Пробуждение интереса к звукам окружающего мира и к звукам речи.

Дифференциация неречевых звуков. (Что шумит? - деревья. Что гудит? Машина. Кто смеется? – девочка.)

Дифференциация тихих и громких звуков. (Сажаем двух кукол,- большую

и маленькую и показываем, как играет на барабане большая кукла - громко, и маленькая -тихо. Затем закрываем кукол ширмой и за ней воспроизводим, то громкие, то тихие удары. Ребенок отгадывает.)

Развитие умения определять направление и источник звука. (Покажите малышу

различные музыкальные инструменты: барабан, бубен…, дайте послушать как они звучат, а потом предложите отвернуться и угадывать, на каком инструменте вы играете.

Развитие умения локализовать звук в пространстве.(Показываем котенка просим

послушать и запомнить как он мяукает, когда находится близко(громко), и как – когда далеко(тихо). Затем произносим «Мяу», меняя силу голоса, а ребенок отгадывает далеко или близко мяукает котенок)….(изображение кошки, домашних животных).

Понимание зависит как от слухового внимания, так и от жизненного опыта.

Расширяйте кругозор ребенка. Как можно раньше берите его с собой на прогулки, экскурсии, в поездки. Рассказывайте о том, что видите и делаете.

Развитие общей моторики: ходить босиком по ортопедическим дорожкам. Игры с мячом: катать друг другу. Кидать в цель.

Возраст от 1,5 до 2 лет один из самых благодатных для развития речи, поэтому активно занимайтесь с ребенком. И пусть совместные беседы и игры будут вам в радость!

logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo