Консультационный пункт для ранней помощи

Речевое развитие ребенка на 2-3-м году жизни

16

января

2024

Рекомендации логопеда по развитию речи у детей 2-3 года жизни:

Эмоционально – положительное общение.

Для развития артикуляционных мышц (мышцы языка, губ) давать твердую пищу: сухарики, сушки, яблоки. Жевать курагу, изюм и другие сухофрукты. Пить сок, компот через трубочку (развиваются губные мышцы).

Артикуляционная гимнастика. (упражнения для губ и языка):

«Лошадка» (цокаем язычком).

«Часики» (Кончик языка переводить из одного уголка рта в другой.)

«Лопаточка» (Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать до 5 сек.)

«Качели» (Открыть рот. Упираться языком то в верхние, то в нижние зубы.)

«Улыбка, Трубочка» (Губы в улыбке, затем вытягиваем в трубочку)

Массаж языка. Выполняется с помощью зубной щетки. Специального силиконового напальчника.

Для развития речевого дыхания полезно дуть в дудочку, свисток, губную гармошку, надувать мыльные пузыри.

Массаж пальчиков на руках. С помощью ортопедических мячей.

Развитие мелкой моторики: пальчиковая гимнастика, крупная мозаика.

Собирать пирамидку, стаканчики, крупную мозаику: делаем дорожку для куклы, машинки определенного цвета, делаем цветочек определенного цвета. (Закрепление цветов: красный, желтый, синий, зеленый). Закрепляем счет 1,2,3 выполняем один, два, три цветка. Заниматься с такими играми: «Шнуровки» (сначала обучаем ребенка доставать веревочку, затем вдевать.)

Развитие слухового внимания и фонематического восприятия:

1) Пробуждение интереса к звукам окружающего мира и к звукам речи.

2) Дифференциация неречевых звуков. (Что шумит? - деревья. Что гудит? -машина. Кто смеется? – девочка.)

3) Дифференциация тихих и громких звуков. (Сажаем двух кукол,- большую и маленькую и показываем, как играет на барабане большая кукла - громко, и маленькая – тихо. Затем закрываем кукол ширмой и за ней воспроизводим, то громкие, то тихие удары. Ребенок отгадывает.)

4) Развитие умения определять направление и источник звука. (Покажите малышу различные музыкальные инструменты: барабан, бубен…, дайте послушать как они звучат, а потом предложите отвернуться и угадывать, на каком инструменте вы играете.

5) Развитие умения локализовать звук в пространстве.(Показываем котенка просим послушать и запомнить как он мяукает, когда находится близко(громко), и как – когда далеко(тихо). Затем произносим «Мяу», меняя силу голоса, а ребенок отгадывает далеко или близко мяукает котенок)….(изображение кошки, домашних жив.) Дифференциация звукоподражаний. (Рассматривая картинки с домашними животными коровы, свиньи, собаки и т. д., произносим каждое звукоподражание: му-у, хрю-хрю, гав-гав. Затем ребенок показывает соответствующую картинку, звукоподражанию взрослому. Далее ребенок должен самостоятельно повторять звукоподражания.

Развитие умения локализовать и уметь отличать голоса различной громкости. (Сажаем двух собачек - большую и маленькую. Произносим тихо, звукоподражание «гав», так лает маленькая собачка. Затем произносим громко «гав», так лает большая собачка. Далее воспроизводим, то громкое, то тихое звукоподражание. Ребенок отгадывает какая собачка лаяла большая или маленькая?)

Пойте короткие, ритмичные песенки и декламируйте стихи. Приучайте ребенка слушать музыку.

Понимание зависит как от слухового внимания, так и от жизненного опыта.

Расширяйте кругозор ребенка. Как можно раньше берите его с собой на прогулки, экскурсии, в поездки. Рассказывайте о том, что видите и делаете.

Развитие общей моторики: ходить босиком по ортопедическим дорожкам. Игры с мячом: катать друг другу. Кидать в цель.

Чтение и пересказ сказок: «Курочка ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок». и др.

logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo