Консультационный пункт для ранней помощи
Речевое развитие ребенка на 1-м году жизни
16
января
2024
В первом полугодии первого года жизни младенец еще не понимает значение того, что ему говорят, но он особым образом реагирует на ритмико-мелодические звуки голоса человека.
Реагировать на слова ребенок начинает очень рано. На 3 неделе он сосредотачивается на голосе взрослого. На 2-ом месяце жизни прекращает крик под влиянием разговора с ним, сосредотачиваясь на лице взрослого. Появляется осознанная улыбка.
На 3 месяце жизни малыш реагирует на слова взрослого смехом и звуками. Появляется гуканье (2-4 мес.).
Около 4 месяцев гуканье сменяется гулением. Малыш произносит высокие певучие звуки. На 4 месяце малыш перекликается со взрослым на расстоянии. Важным приобретением является то, что звуки произносятся под контролем слуха. Их произнесение становится самостоятельной деятельности.
На 5-6 месяце ребенок произносит различные звуки, сопровождая их движениями для привлечения к себе внимания со стороны взрослого, для "выражения" ему своих желаний.
После 6 месяца в речи младенца появляется лепет - слоги и звуки, которые перемежаются смехом и сопровождаются движениями. С помощью лепета малыш выражает свои требования (дя-дя-дя и тянется к тарелочке).
Во втором полугодии первого года жизни ребенок устанавливает связь между словом и предметом или действием.
После 6 месяцев в речи младенца появляется лепет - слоги и звуки, которые перемежаются смехом и сопровождаются движениями. С помощью лепета малыш выражает свои требования (дя-дя-дя и тянется к тарелочке).
В 7-8 месяцев поворачивается к предмету в ответ на вопрос взрослого "где?", выполняет разученные движения при их назывании взрослыми("ладушки","до свидания").
В 9 месяцев ребенок уже находит несколько знакомых предметов не зависимо от их местоположения. Примерно в 9-10 месяцев малыш понимает элементарные поручения ("дай маме ложку" и т. п.)
В 10-11 месяцев ребенок выбирает предметы по словесному указанию взрослого.
На первом году возникают предпосылки слушания. Малыш сосредотачивается не только на речи взрослого, обращенной к нему, но и на песенках и маленьких стихотворениях.
Развитие активной речи также включено в общение со взрослыми.
После 10 месяцев в речи малыша можно услышать слова или обрывки слов ("не", "ам"). Так ребенок отвечает на понимание им высказывание взрослого. Такая речь возникает как ответ на предложение взрослого и состоит из трех компонентов: жестов, мимики, звуков.
Это еще не собственно речь. Ребенок много лепечет и вне общения со взрослым. Лепет - самостоятельная форма деятельности ребенка, доречевое средство общения и способ выражения эмоций. Произнося звуки, малыш основывается на подражании и самоподражании. Подражание выступает как механизм развития речи. Ребенок обращает внимание на артикуляцию взрослого, повторяет за ним новые звуки и слова. К концу первого года в активную речь ребенка включается от 4 до 20 слов, которые обозначают названия лиц и предметов. Слова приобретают предметную отнесенность, создавая основу для освоения ребенком их значений. Развивается инициативное употребление осмысленных слов.
Рекомендации логопеда по развитию речи у детей 1-го года жизни:
- Кормление грудью.
- Эмоционально – положительное общение.
- Общий массаж.
- Массаж пальчиков на руках с помощью ортопедических мячей, пальчиковая гимнастика: «Сорока – воровка», «Ладушки» и т.д.
- Массаж языка – легкое поглаживание языка специальным силиконовым напальчником.
- Чтение сказок: «Курочка ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок». и др.
- Рассматривание крупных картинок. Вызывание звукоподражаний.