Консультационный пункт для ранней помощи
Развития интеллекта в раннем возрасте
16
января
2024
Развитие интеллекта до года - это тема волнующая многих родителей, ведь начальный этап развития и формирования ребёнка является основой для интеллектуальных возможностей ребёнка. Кто-то удивится, есть ли интеллект на ранних стадиях? Конечно, это этап формирования способов познания мира - появляется необходимость в зрительном, слуховом, тактильном восприятии мира.
Развитие интеллекта до года - это первый и наиболее важный период для подготовки ребёнка к восприятию знаний и умений.
Система развития интеллекта ребёнка строится на ключевых моментах
- Младенец имеет возможность познавать мир, если окружающая его обстановка разнообразна, даёт много полезной информации.
- Малыш находится в постоянном контакте с мамой, близкими людьми - с ним общаются, играют в пальчиковые игры ("сорока-воровка", "коза" и другие), можно также - "по кочкам", "лошадка". Дети очень любят внимание взрослых и обычно выражают радость от общения. Дети с удовольствием играют с взрослыми и в такие игры, как: "ку-ку" (прятаться за ладошки), прятки.
- Дети слушают сказки, стишки, весёлые истории для младшего возраста. Интересно, что даже маленькие дети могут запоминать сюжеты, а позже играть с игрушками в ролевые игры при помощи взрослых.
- Дети развиваются музыкально, слушая классические мелодии (особенно полезен Моцарт), а также полезно напевать детские песенки, колыбельные. Это способствует развитию слуха, причём способности к музыке могут проявиться не сразу, а через годы.
- Развитие интеллекта до года проходит успешно при развитии моторики - сейчас есть специальные игры (деревянные пирамидки различной формы, шарики, которые можно двигать по стержню), также полезна лепка, для самых маленьких советуют цветное тесто, хотя лучше заниматься лепкой совместно с родителями. Можно перебирать крупу или насыпать в мешочек разные предметы, чтобы пытался воспринимать на ощупь, что там.
- Сенсорика - это развитие способностей ощущать мир, полезно играть в шариковых бассейнах, брать в руку предметы различной фактуры, можно кусочки ткани (даже делают подборки таких лоскутков для игр), развитие ребёнка во многом идёт благодаря тактильному восприятию.
- Подвижные игры - зарядка для самых маленьких, «велосипедик», сгибание и разгибание рук, ног, тренировка хватательных рефлексов. Всё это необходимо для будущего успешного развития ребёнка.
- Красочные книги с рисунками также помогают развивать интеллект, однако, нужно помогать малышу понять, кто изображён на рисунках - люди звери, явления. Всю информацию изначально дети получают от родителей. Электронное обучение не могут в полной мере заменить человека, позволяют лишь на время занять внимание ребёнка.
- После 6-ти месяцев общение с взрослыми носит более деловой характер, не только эмоциональный. Малыш стремится познавать мир и просит помощи у близких - показать, достать. Необходимо в меру безопасности давать ребёнку информацию для освоения предметов окружающего мира. Можно оставить на нижних полках книги, кастрюли, которые можно изучать. А медикаменты, косметику и другое, нежелательное для ребёнка, убрать подальше.
- Совместные игры, малыш после полугода сам призывает взрослого к подобным занятиям - протягивает игрушки, показывает на любимые, важно дать информацию - как играть, назначения предметов, способы использования. Всё это необходимо для дальнейшего успешного развития.
- Развитие интеллекта до года проходит успешно при наличии предпосылок для коммуникации - во втором полугодии расширяется круг общения малыша, необходимо чтобы он контактировал с разными людьми - бабушки, дедушки, друзья, кумовья. При этом дети приспосабливаются к разной манере поведения, настраиваются на волну общения, узнавая особенности, предпочтения окружающих. На данном этапе закладываются основы успешного общения в будущем. Важно вовремя научиться сотрудничать с другими людьми.
- Познание мира, развитие младенца во многом определяется его эмоциональным состоянием, наличием поддержки, уверенности, помогает справляться со сложными ситуациями, новыми задачами, играми.
- Развитие памяти - тренировка памяти проводится путём специальных игр на запоминание. Например, прячем предметы, проверяем, как запомнил ребёнок - в какой руке нужная "зайка или мишка". Таким образом, тренируется зрительная память, причём ребёнок склонен запоминать вещи на эмоциях, если что-то связано с игрой, приятными воспоминаниями, то узнаётся лучше.
- Позволяйте малышу познавать мир различным образом - на ощупь, на запах, на вкус. При желании всё пробовать на зуб в особые периоды, когда режутся зубы, лучше определить игрушки, специальные подходящие для этого.
- Важно, чтобы игрушки были разной формы, цвета, удобные для игр и помогающие развитию. Всегда показывайте на примере, как правильно играть, учите вращать колёсики, разбирать матрёшек, складывать домики.
- Развитие интеллекта до года возможно, если следить за ребёнком, его интересами, использовать их для развивающих игр. Помогут водные игрушки для полезного времяпровождения в ванной, специальные краски, конструкторы и разрезанные на части фрукты для понимания целого и частей. В ходе развития ребёнка можно использовать как модные игрушки, так и окружающие предметы, ведь они вызывают всегда огромный интерес. Всё, что используют взрослые, нужно и ребёнку, можно давать безопасные предметы - ложки, кастрюли и другое.
Итак, успешное развитие интеллекта у грудничков возможно при наличии таких факторов: поддержка и любовь близких людей, простор для познания мира, проявления фантазии творчества, совместные игры и разнообразие обстановки. Задача родителей - помогать ребёнку познавать мир, рассказывать, показывать, объяснять, желательно в игровой форме.
(Источник: «Дефектология проф. Московский институт коррекционной педагогики»)
Педагог – психолог Е.В. Чернова
Учитель – дефектолог К.В. Украинская