Консультационный пункт для ранней помощи

Развития интеллекта в раннем возрасте

16

января

2024

Развитие интеллекта до года - это тема волнующая многих родителей, ведь начальный этап развития и формирования ребёнка является основой для интеллектуальных возможностей ребёнка. Кто-то удивится, есть ли интеллект на ранних стадиях? Конечно, это этап формирования способов познания мира - появляется необходимость в зрительном, слуховом, тактильном восприятии мира.

Развитие интеллекта до года - это первый и наиболее важный период для подготовки ребёнка к восприятию знаний и умений.

Система развития интеллекта ребёнка строится на ключевых моментах

  1. Младенец имеет возможность познавать мир, если окружающая его обстановка разнообразна, даёт много полезной информации.
  2. Малыш находится в постоянном контакте с мамой, близкими людьми - с ним общаются, играют в пальчиковые игры ("сорока-воровка", "коза" и другие), можно также - "по кочкам", "лошадка". Дети очень любят внимание взрослых и обычно выражают радость от общения. Дети с удовольствием играют с взрослыми и в такие игры, как: "ку-ку" (прятаться за ладошки), прятки.
  3. Дети слушают сказки, стишки, весёлые истории для младшего возраста. Интересно, что даже маленькие дети могут запоминать сюжеты, а позже играть с игрушками в ролевые игры при помощи взрослых.
  4. Дети развиваются музыкально, слушая классические мелодии (особенно полезен Моцарт), а также полезно напевать детские песенки, колыбельные. Это способствует развитию слуха, причём способности к музыке могут проявиться не сразу, а через годы.
  5. Развитие интеллекта до года проходит успешно при развитии моторики - сейчас есть специальные игры (деревянные пирамидки различной формы, шарики, которые можно двигать по стержню), также полезна лепка, для самых маленьких советуют цветное тесто, хотя лучше заниматься лепкой совместно с родителями. Можно перебирать крупу или насыпать в мешочек разные предметы, чтобы пытался воспринимать на ощупь, что там.
  6. Сенсорика - это развитие способностей ощущать мир, полезно играть в шариковых бассейнах, брать в руку предметы различной фактуры, можно кусочки ткани (даже делают подборки таких лоскутков для игр), развитие ребёнка во многом идёт благодаря тактильному восприятию.
  7. Подвижные игры - зарядка для самых маленьких, «велосипедик», сгибание и разгибание рук, ног, тренировка хватательных рефлексов. Всё это необходимо для будущего успешного развития ребёнка.
  8. Красочные книги с рисунками также помогают развивать интеллект, однако, нужно помогать малышу понять, кто изображён на рисунках - люди звери, явления. Всю информацию изначально дети получают от родителей. Электронное обучение  не могут в полной мере заменить человека, позволяют лишь на время занять внимание ребёнка.
  9. После 6-ти месяцев общение с взрослыми носит более деловой характер, не только эмоциональный. Малыш стремится познавать мир и просит помощи у близких - показать, достать. Необходимо в меру безопасности давать ребёнку информацию для освоения предметов окружающего мира. Можно оставить на нижних полках книги, кастрюли, которые можно изучать. А медикаменты, косметику и другое, нежелательное для ребёнка, убрать подальше.
  10. Совместные игры, малыш после полугода сам призывает взрослого к подобным занятиям - протягивает игрушки, показывает на любимые, важно дать информацию - как играть, назначения предметов, способы использования. Всё это необходимо для дальнейшего успешного развития.
  11. Развитие интеллекта до года проходит успешно при наличии предпосылок для коммуникации - во втором полугодии расширяется круг общения малыша, необходимо чтобы он контактировал с разными людьми - бабушки, дедушки, друзья, кумовья. При этом дети приспосабливаются к разной манере поведения, настраиваются на волну общения, узнавая особенности, предпочтения окружающих. На данном этапе закладываются основы успешного общения в будущем. Важно вовремя научиться сотрудничать с другими людьми.
  12. Познание мира, развитие младенца во многом определяется его эмоциональным состоянием, наличием поддержки, уверенности, помогает справляться со сложными ситуациями, новыми задачами, играми.
  13. Развитие памяти - тренировка памяти проводится путём специальных игр на запоминание. Например, прячем предметы, проверяем, как запомнил ребёнок - в какой руке нужная "зайка или мишка". Таким образом, тренируется зрительная память, причём ребёнок склонен запоминать вещи на эмоциях, если что-то связано с игрой, приятными воспоминаниями, то узнаётся лучше.
  14. Позволяйте малышу познавать мир различным образом - на ощупь, на запах, на вкус. При желании всё пробовать на зуб в особые периоды, когда режутся зубы, лучше определить игрушки, специальные подходящие для этого.
  15. Важно, чтобы игрушки были разной формы, цвета, удобные для игр и помогающие развитию. Всегда показывайте на примере, как правильно играть, учите вращать колёсики, разбирать матрёшек, складывать домики.
  16. Развитие интеллекта до года возможно, если следить за ребёнком, его интересами, использовать их для развивающих игр. Помогут водные игрушки для полезного времяпровождения в ванной, специальные краски, конструкторы и разрезанные на части фрукты для понимания целого и частей. В ходе развития ребёнка можно использовать как модные игрушки, так и окружающие предметы, ведь они вызывают всегда огромный интерес. Всё, что используют взрослые, нужно и ребёнку, можно давать безопасные предметы - ложки, кастрюли и другое.

Итак, успешное развитие интеллекта у грудничков возможно при наличии таких факторов: поддержка и любовь близких людей, простор для познания мира, проявления фантазии творчества, совместные игры и разнообразие обстановки. Задача родителей - помогать ребёнку познавать мир, рассказывать, показывать, объяснять, желательно в игровой форме.

(Источник: «Дефектология проф. Московский институт коррекционной педагогики»)

Педагог – психолог   Е.В. Чернова

Учитель – дефектолог К.В. Украинская

logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo