Специалисты

Формирование познавательного интереса дошкольников через дидактические игры и познавательные вопросы

2

декабря

2022

«Сами дети любят искать, сами находить. В этом их сила.

Они всегда чувствуют себя Колумбами, не устают удивляться

чудесам новой для них жизни».

 Альберт Эйнштейн

 

 Это качество мы и хотим сберечь у детей и, основываясь на нем развить их самостоятельность и познавательную активность. В педагогике познавательный интерес часто рассматривают как средство активизации познавательной деятельности ученика, как эффективный инструмент учителя, позволяющий ему сделать процесс обучения привлекательным, выделить в обучении именно те аспекты, которые смогут привлечь к себе непроизвольное внимание учеников, заставят активизировать мышление, волноваться и переживать, увлеченно работать над учебной задачей. Возникновение познавательного интереса часто связывают с проявлением у детей таких вопросов, как «откуда?», «почему?», «что такое?». Это можно считать преддверием познавательного интереса, так как вопросы фиксируют такие состояния, как любопытство, любознательность, в которых выступает познавательное отношение к миру. Н. К. Крупская считала, что педагоги должны дать ответы на такие вопросы: «Как заинтересовать учащегося», «Как взять для начала материал, который заденет учащегося, заденет ребенка за живое, даст ему толчок, пробудит интерес?» (Крупская Н. К., 1957, с. 551). Любой интерес в его развитом виде не созерцателен, а продуктивен, следовательно, связан с деятельностью. (Щукина Г. И., 1971, с. 9). Познавательный интерес направлен на познание, при этом он обращен не только к содержанию, но и к процессу добывания знаний. Элемент познавательной направленности имеет место в любом интересе, потому что, интересуясь предметом или явлением, человек, естественно, хочет ближе его узнать, ознакомиться с ним, проникнуть в сущность, глубоко и основательно их изучить. Деятельность с интересом отличается от деятельности, которой руководит только чувство долга и ответственности, эмоционально-познавательным отношением, т. е. радостью познания.

Одной из оптимальных возможностей наиболее эффективного развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста является дидактическая игра, так как она имеет важнейшее значение в психическом и интеллектуальном развитии старшего дошкольника. Игра является ведущим видом деятельности на данном возрастном этапе. Дидактическая игра дат возможность дошкольнику в живой, увлекательной форме познакомиться с широким кругом явлений окружающей действительности, активно воспроизводить их в своих действиях, является одним из наиболее продуктивных средств формирования познавательного интереса, способствует умственному развитию. Таким образом, правильное включение игр в процесс развития, помогает скорректировать работу по формированию познавательного интереса старших дошкольников и сделать ее наиболее эффективной. У детей есть цель выиграть, обогнать всех остальных, быть лучшим. Они глубоко сосредотачиваются на задании, упорно решают его. Достигнув успеха, дошкольник «стремится к преодолению еще более высоких вершин», а неудачи лишь подстегают его к тому, чтобы подготовиться и в следующий раз добиться своей цели. Все это стимулирует у них познавательную активность, интерес.

Например:

игра «Закончи предложение» -начало предложения говорит взрослый , а дети должны его закончить. Варианты могут быть разными: «Белка осень собирает орехи, потому что…» «Лимон желтый, а огурец…» «Птицы могут летать, потому что…» «Весной листья на деревьях растут, а осенью…» Представляют интерес для практической работы и игры в загадки-описания. Они упражняют детей в умении выделять существенные признаки предметов окружающего мира, воспитывают внимание.

«Отгадайте загадку» - говорим для начала.

- Я загадала плод: круглый, оранжевый, растет на дереве».

А потом педагог предлагает детям придумать загадки, за каждую правильную загадку они получают фанты.

Игра «С чем нельзя в лес ходить»

Цель: Уточнение и закрепление правил поведения в лесу. Правила игры: Выкладываем на стол предметы или иллюстрации с изображением ружья, топора, сачка, магнитофона, спичек, велосипеда. Дети объясняют, почему нельзя брать эти предметы в лес.

Игра «Кто кем был?»

(для детей с 5 лет) Цель: развитие словесно–логического мышления, умения сравнивать и анализировать.

Ведущий по очереди бросает мяч детям и задаёт вопрос: «Кем (чем) был раньше?» …

ЦЫПЛЁНОК (ЯЙЦОМ)

ЛОШАДЬ…. (ЖЕРЕБЁНКОМ)

КОРОВА (ТЕЛЁНКОМ)

РЫБА… (ИКРИНКОЙ)

ЯБЛОНЯ…. (СЕМЕЧКОМ)

БАБОЧКА…. (ГУСЕНИЦЕЙ)

ХЛЕБ… (МУКОЙ)

ШКАФ…. (ДОСКОЙ)

ВЕЛОСИПЕД…. (ЖЕЛЕЗОМ)

РУБАШКА…. (ТКАНЬЮ)

ДОМ…. (КИРПИЧОМ)

ЖЕНЩИНА…. (ДЕВОЧКОЙ)

СОБАКА…. (ЩЕНКОМ)

СВИТЕР…. (ШЕРТЬЮ)

ПТИЦА …. (ПТЕНЦОМ)

КОЗЁЛ… (КОЗЛЁНКОМ)

ОВЦА… (ЯГНЕНКОМ)

МАСТЕР…. (УЧЕНИКОМ)

Игра «Сравнение предметов»

Цель: развитие мыслительных операций.

У ребенка спрашивают: "Ты видел муху? А бабочку?" После предлагается их

сравнить: "Похожи муха и бабочка или нет? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?" Пары слов для сравнения:

- МУХА И БАБОЧКА

- ДОМ И ИЗБУШКА

- СТОЛ И СТУЛЬЯ

- КНИГА И ТЕТРАДЬ

- ВОДА И МОЛОКО

- ТОПОР И МОЛОТОК

- ПИАНИНО И СКРИПКА

- ЩЕКОТАТЬ И ГЛАДИТЬ

- ГОРОД И ДЕРЕВНЯ

Игра «Бывает – не бывает»

Цель: развитие словесно– логического мышления, умения сравнивать и анализировать.

Ребёнок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если – нет, то мяч ловить не нужно.

ПОЕЗД ЛЕТИТ ПО НЕБУ.

КОШКА ХОЧЕТ ЕСТЬ.

ЧЕЛОВЕК ВЬЁТ ГНЕЗДО.

ЗАЙЧИК ПОШЁЛ В ШКОЛУ.

ЯБЛОКО СОЛЁНОЕ.

БЕГЕМОТ ЗАЛЕЗ НА ДЕРЕВО.

ШАПОЧКА РЕЗИНОВАЯ.

ДОМ ПОШЁЛ ГУЛЯТЬ.

НА БЕРЁЗЕ ВЫРОСЛИ ШИШКИ.

ВОЛК БРОДИТ ПО ЛЕСУ.

В КАСТРЮЛЕ ВАРИТСЯ ЧАШКА.

КОШКА ГУЛЯЕТ ПО КРЫШЕ.

ЛОДКА ПЛЫВЁТ ПО НЕБУ.

ДОМИК РИСУЕТ ДЕВОЧКУ.

НОЧЬЮ СВЕТИТ СОЛНЦЕ.

ЗИМОЙ ИДЁТ СНЕГ.

РЫБА ПОЁТ ПЕСНИ.

КОРОВА ЖУЁТ ТРАВУ.

МАЛЬЧИК ВИЛЯЕТ ХВОСТОМ.

ХВОСТ БЕЖИТ ЗА СОБАКОЙ.

КОШКА БЕЖИТ ЗА МЫШКОЙ.

ВЕТЕР КАЧАЕТ ДЕРЕВЬЯ.

ДЕРЕВЬЯ ВОДЯТ ХОРОВОД.

МАМА ГЛАДИТ БЕЛЬЕ

МАМА МОЕТ ПОСУДУ.

ШАРИК ЛЕТИТ ПО НЕБУ.

ПТИЦА ВЬЕТ ГНЕЗДО.

КОШКА ЛАЕТ НА СОБАКУ.

ДЕВОЧКА ИГРАЕТ С КУКЛОЙ.

КУКЛА ИГРАЕТ С ДЕВОЧКОЙ.

Если ты будешь любознательным,

то будешь много знающим.

Сократ

logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo