Новости

Методы и приемы коррекционно-развивающей работы педагога-психолога в детском саду

19

декабря

2023

Дошкольное детство – важный период становления характера и личностных качеств у ребенка. Это время, когда дети приобретают начальные знания и умения, моральные и волевые основы. Цель коррекционо – развивающей работы педагога – психолога - оказание своевременной помощи в процессе психологического и личностного развития детей на всех возрастных ступеней дошкольного детства. Оказание помощи в результате нарушений в развитии  эмоциональной сферы, поведении и познавательном развитии.

В нашем детском саду используются разные формы коррекционно-развивающей работы с детьми в тесном сотрудничестве всех специалистов, но особое место в работе педагога - психолога занимают терапевтические технологии.

  • Сказкотерапия
  • Игротерапия
  • Релаксация
  • Песочная терапия
  • Психогимнастика
  • Арт. терапия
  • Сенсорная комната

Уже давно известен тот факт, что начальной ступенью познания окружающего мира является сенсорное восприятие. Оно оказывает воздействие на анализаторы чувств ребенка. В работе  мы используем сенсорную комнату  как дополнительный инструмент терапии. Мягкая цветовая гамма обстановки, рассеянный свет, расслабляющая музыка, мягкие стены и пол – все это создает ощущение покоя. Пребывание в такой комнате способствует:

  • снятию мышечного напряжения, тревожности;
  • снижению беспокойства, агрессии;
  • улучшению эмоционального состояния;
  • стимуляции речевой деятельности;
  • гармонизации сна;
  • развитию тактильных ощущений;
  • развитию мелкой и общей моторики;
  • развитию позитивного общения с другими детьми.

Сенсорная комната – это дополнительный инструмент для начала занятий и  их  завершения.

Для того чтобы наладить с  ребенком контакт, без которого невозможно проведение коррекционных мероприятий, помогает сенсорная комната.

В сенсорной комнате мы играем в так называемые сенсорные игры, основная цель которых – дать ребенку новые чувственные ощущения. Целесообразность проведения с  ребенком таких игр основывается на положении о том, что сенсорный компонент мира приобретает для такого ребенка особую значимость. Поэтому проведение сенсорных игр является своеобразным привлечением внимания ребенка. И если удается связать приятные ощущения, возникающие у ребенка с образом конкретного человека, ребенок проникается доверием к взрослому, который играет с ним, начинает видеть в нем союзника. И как следствие, происходит установление эмоционального контакта.

В индивидуальной, подгрупповой коррекционной работе, а также в сотрудничестве с воспитателем  используем такие методы как арт-терапия и игротерапия.

Арт-терапия – это естественный и бережный метод исцеления и развития души. Рисование является «уникальным средством эмоционального выражения» это особенно полезно для детей с трудностями вербализации, эмоциональными нарушениями.

В своей работе я использовала следующие упражнения:

  • «Рисование пальцами».
  • «Рисование ладошкой».

Данная техника помогает раскрыть индивидуальность ребенка, наиболее точно характеризуя его. Рисование пальцами служит профилактикой и коррекцией тревожности, социальных страхов, подавленности.

Игротерапия. Для детей игра является не только любимым занятием, но и ведущей деятельностью, начиная с раннего возраста и до школы, а навыки игры не забываются до конца жизни. С помощью игры происходит развитие моторной функции и когнитивных способностей у ребенка. Игротерапия является эффективным, коррекционным методом.

В совместной работе с логопедом мы используем песочную терапию и сказкотерапию.

Песочная терапия.

Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребенка. Так как дети с ОВЗ с интересом относился к ящику с песком. В своей работе метод песочной терапии  используем в ходе развивающих и обучающих занятий. Особенно интересен детям световой стол с цветным песком. Рисование песком, как средство коррекции психики, позволяет преодолеть чувство страха. В процессе рисования песком повышается тактильная чувствительность, развивается мелкая моторика рук. Свойства песка, его мягкость, тягучесть и приятная на ощупь шершавость, создает в процессе творчества условия для вхождения в расслабляющее и снимающее стрессы медитативное состояние.

Сказкотерапия. Из поколения, в поколение взрослые через сказку передавали нравственные нормы жизни, учили основным законам жизни, развивали и обогащали внутренний мир ребенка. Сказкотерапию, психолог  использует на подгрупповых и групповых коррекционно – развивающих занятиях с детьми, а также в  совместных занятиях (проектах) с воспитателем. Сказкотерапия была частью работы  с родителями ребенка. Родители  не только читали сказки по рекомендации психолога, но и сопровождали чтение показом театра. Тем самым объединяя сказкотерапию с куклотерапией. Данный вид деятельности был направлен на регуляцию эмоционального состояния, как родителей, так и ребенка.

Коррекционно-развивающие занятия с детьми включают различные виды детской деятельности, которые направлены на развитие всех компонентов психического развития детей: познавательных процессов (речь, слуховое, зрительное восприятие, внимание, память, мышление) и эмоционально-волевой сферы. В ходе организованной педагогом–психологом образовательной  деятельности дети также  приобретают опыт общения, поведения, расширяют кругозор, проявляют интерес и активность.