Новости
Методы и приемы коррекционно-развивающей работы педагога-психолога в детском саду
19
декабря
2023
Дошкольное детство – важный период становления характера и личностных качеств у ребенка. Это время, когда дети приобретают начальные знания и умения, моральные и волевые основы. Цель коррекционо – развивающей работы педагога – психолога - оказание своевременной помощи в процессе психологического и личностного развития детей на всех возрастных ступеней дошкольного детства. Оказание помощи в результате нарушений в развитии эмоциональной сферы, поведении и познавательном развитии.
В нашем детском саду используются разные формы коррекционно-развивающей работы с детьми в тесном сотрудничестве всех специалистов, но особое место в работе педагога - психолога занимают терапевтические технологии.
- Сказкотерапия
- Игротерапия
- Релаксация
- Песочная терапия
- Психогимнастика
- Арт. терапия
- Сенсорная комната
Уже давно известен тот факт, что начальной ступенью познания окружающего мира является сенсорное восприятие. Оно оказывает воздействие на анализаторы чувств ребенка. В работе мы используем сенсорную комнату как дополнительный инструмент терапии. Мягкая цветовая гамма обстановки, рассеянный свет, расслабляющая музыка, мягкие стены и пол – все это создает ощущение покоя. Пребывание в такой комнате способствует:
- снятию мышечного напряжения, тревожности;
- снижению беспокойства, агрессии;
- улучшению эмоционального состояния;
- стимуляции речевой деятельности;
- гармонизации сна;
- развитию тактильных ощущений;
- развитию мелкой и общей моторики;
- развитию позитивного общения с другими детьми.
Сенсорная комната – это дополнительный инструмент для начала занятий и их завершения.
Для того чтобы наладить с ребенком контакт, без которого невозможно проведение коррекционных мероприятий, помогает сенсорная комната.
В сенсорной комнате мы играем в так называемые сенсорные игры, основная цель которых – дать ребенку новые чувственные ощущения. Целесообразность проведения с ребенком таких игр основывается на положении о том, что сенсорный компонент мира приобретает для такого ребенка особую значимость. Поэтому проведение сенсорных игр является своеобразным привлечением внимания ребенка. И если удается связать приятные ощущения, возникающие у ребенка с образом конкретного человека, ребенок проникается доверием к взрослому, который играет с ним, начинает видеть в нем союзника. И как следствие, происходит установление эмоционального контакта.
В индивидуальной, подгрупповой коррекционной работе, а также в сотрудничестве с воспитателем используем такие методы как арт-терапия и игротерапия.
Арт-терапия – это естественный и бережный метод исцеления и развития души. Рисование является «уникальным средством эмоционального выражения» это особенно полезно для детей с трудностями вербализации, эмоциональными нарушениями.
В своей работе я использовала следующие упражнения:
- «Рисование пальцами».
- «Рисование ладошкой».
Данная техника помогает раскрыть индивидуальность ребенка, наиболее точно характеризуя его. Рисование пальцами служит профилактикой и коррекцией тревожности, социальных страхов, подавленности.
Игротерапия. Для детей игра является не только любимым занятием, но и ведущей деятельностью, начиная с раннего возраста и до школы, а навыки игры не забываются до конца жизни. С помощью игры происходит развитие моторной функции и когнитивных способностей у ребенка. Игротерапия является эффективным, коррекционным методом.
В совместной работе с логопедом мы используем песочную терапию и сказкотерапию.
Песочная терапия.
Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребенка. Так как дети с ОВЗ с интересом относился к ящику с песком. В своей работе метод песочной терапии используем в ходе развивающих и обучающих занятий. Особенно интересен детям световой стол с цветным песком. Рисование песком, как средство коррекции психики, позволяет преодолеть чувство страха. В процессе рисования песком повышается тактильная чувствительность, развивается мелкая моторика рук. Свойства песка, его мягкость, тягучесть и приятная на ощупь шершавость, создает в процессе творчества условия для вхождения в расслабляющее и снимающее стрессы медитативное состояние.
Сказкотерапия. Из поколения, в поколение взрослые через сказку передавали нравственные нормы жизни, учили основным законам жизни, развивали и обогащали внутренний мир ребенка. Сказкотерапию, психолог использует на подгрупповых и групповых коррекционно – развивающих занятиях с детьми, а также в совместных занятиях (проектах) с воспитателем. Сказкотерапия была частью работы с родителями ребенка. Родители не только читали сказки по рекомендации психолога, но и сопровождали чтение показом театра. Тем самым объединяя сказкотерапию с куклотерапией. Данный вид деятельности был направлен на регуляцию эмоционального состояния, как родителей, так и ребенка.
Коррекционно-развивающие занятия с детьми включают различные виды детской деятельности, которые направлены на развитие всех компонентов психического развития детей: познавательных процессов (речь, слуховое, зрительное восприятие, внимание, память, мышление) и эмоционально-волевой сферы. В ходе организованной педагогом–психологом образовательной деятельности дети также приобретают опыт общения, поведения, расширяют кругозор, проявляют интерес и активность.